cinemax
  • Кино
    • Подборки фильмов
    • Статьи
    • Фильмы про…
  • Новинки
    • Обзоры
    • Рецензии
  • Новости
    • Новости недели
    • Трейлеры
  • События
  • Фестивали
  • О нас
Нет совпадений
Смотреть все совпадения
cinemax
  • Кино
    • Подборки фильмов
    • Статьи
    • Фильмы про…
  • Новинки
    • Обзоры
    • Рецензии
  • Новости
    • Новости недели
    • Трейлеры
  • События
  • Фестивали
  • О нас
Нет совпадений
Смотреть все совпадения
cinemax
Мотив лжи в фильмах Кристофера Нолана, или почему детектив «Помни» является важнейшей работой режиссера

Кристофер Нолан и Гай Пирс на съемках фильма «Помни» (2000)

Мотив лжи в фильмах Кристофера Нолана, или почему детектив «Помни» является важнейшей работой режиссера

К 50-летнему юбилею одного из самых талантливых кинематографистов современности.

30.07.2020
1 0
2

Сегодня свой день рождения отмечает Кристофер Нолан – талантливому кинорежиссеру исполнилось 50 лет! По этому случаю вспоминаем одну из его самых выдающихся работ – остросюжетный детектив «Помни» (2000), – а также рассуждаем о лжи как сквозном мотиве нолановских фильмов.

P.S. Ну, и с нетерпением ждем премьеры «Довода», конечно!

Татуированный Леонард Шелби рассекает по улицам города на роскошном автомобиле. Антероградная амнезия сыграла с героем злую шутку – он пытается выйти на след убийцы своей жены, но забывает любую информацию спустя пятнадцать минут. Ситуация полного отчаяния: Шелби суждено быть детективом, лишенным главных методологических приемов любого сыщика – оперированием фактами, свидетельскими показаниями и уликами. А что, как не старые добрые детективные методы, придуманные еще во времена Эдгара Аллана По и Артура Конан Дойля, определяют успех любого расследования? В «Помни» (2000) Нолан создал не столько детектив, сколько антидетектив. Даже на повествовательном уровне фильм проворачивает интересный реверсивный трюк: если классический детектив распутывает паутину и в кульминационный момент открывается фактам, то Нолан тянет штурвал в обратную сторону – он по мере течения фильма уничтожает факты и плетет мощную паутину лжи.

Кадр из фильма «Помни» (2000)

Но ложь – конструирующий и творческий элемент не только фильма, но киноязыка Нолана в целом. Неспроста режиссера сегодня характеризуют, в первую очередь, как энигматичного иллюзиониста. В любом блокбастере режиссера, снятом за большие студийные деньги, зритель ждет не столько участия известных актёров, не столько визуального пиршества, сколько более абстрактной вещи – грандиозного драматургического подвоха. Нолан установил со своей огромной фан-базой особый тип отношений – аудитория превратилась в зачарованных жертв иллюзиона. Стала теми, кто по необходимости хочет оказаться в положении обманутых. Впрочем, герои его фильмов тоже.

Персонажи нолановских эпосов бегут от правды, в первую очередь, ради самоуспокоения. Доминик Кобб в концовке «Начала» (2010) не хочет знать будет ли бесконечно вращаться волчок – предмет, удостоверяющий вора в том, находится он во сне или в реальности. Бэтмен в «Темном рыцаре» (2008) берёт на себя вину за совершенные Двуликим/Харви Дентом убийства – ради сохранения морального баланса в социальной структуре Готэма. Мотив лжи проходит и через «Дюнкерк» (2017) – в ходе стычки на гражданском судне погибает 17-летний парень, а сын владельца судна уверяет обезумевшего солдата, который его убил, что с мальчиком все хорошо. Горькая правда никому не нужна. Ложь обладает и важнейшим терапевтическим эффектом, и включает в себя функцию компенсации, и служит способом поддержания стабильности — как для отдельной личности (Леонард Шелби из «Помни»), так и больших общественных систем. Ложь нам нужна, чтобы не утонуть в кошмаре истины – что, как не она, является настоящим опиумом народа? Стоит взять любой проект Нолана: «Помни» (2000), «Престиж» (2006), «Темный рыцарь» (2008), «Начало» (2010) – на драматургическом уровне фильмы инициируют апологию обмана и самообмана.

Кадр из фильма «Начало» (2010)

Мотив оправдательной и позитивной лжи, вероятно, не нашёл бы одобрения в старой аристотелевской этике. Честность по отношению к себе и к окружающим людям является важным шагом на пути к счастливой жизни. Отказ от лжи в кантовских императивах является базовым условием нравственности – с той оговоркой, что порой правда для нас является разрушительной и невыносимой. Драматургия нолановских фильмов словно отталкивается от этой оговорки: человек всегда лгал, чтобы защитить себя, ведь ложь – это оружие.

«Тебе не нужна правда. Ты сам выдумываешь cебе правду» — твердит Тедди Леонарду – главному герою «Помни» (2000). Из работника страховой службы Леонард превратился в поломанного человека, одержимого чувством мести и жаждой восстановления справедливости (не этого ли хотел добиться Бэтмен – следующий герой нолановских головоломок?).  Леонард стал детективом по своей же воле, пытаясь выйти на убийцу жены. Мгновенные снимки на полароид, татуирование тела «на ходу», множество заметок и фотокарточек людей, которым не следует доверять. Леонарда легко обмануть, ведь из-за потери краткосрочной памяти он едва вспомнит события пятнадцатиминутной давности. Чем, собственно, окружающие и пользуются: его напарник Тедди – мутный и коррумпированный полицейский, который может использовать Леонарда для того, чтобы тот убивал неугодных ему людей под предлогом, что эти люди – потенциальные убийцы жены главного героя. Следующей манипуляцией оказывается встреча с Натали – работницей местного бара, которая предлагает убрать Додда, а затем и самого Тедди. Работает хитрая макиавеллиевская максима – обманщик всегда найдёт того, кто даст себя обмануть. Именно поэтому Леонарда водят по ложному следу.

Кадр из фильма «Помни» (2000)

Нашёл ли Леонард убийцу жены? Или, быть может, убийца – это он сам? Для генерации такой версии в фильм встроен мини-сюжет о больном антероградной амнезией Сэмми Дженкисе, который допустил смерть жены от передозировки инсулином. Эти флэшбеки вполне могут пониматься как интерпретированные и преломленные воспоминания Леонарда о собственном преступлении. Но и это, в сущности, не так важно.  Важным здесь является сам факт, что Леонард с радостью готов обманываться и проходить по циклическим структурам нарушенной памяти, выстраивать предположения на базе имеющихся данных (очень скудных для продуктивного расследования).  Хитроумным нолановским фокусом в «Помни» (2000) является нарушение конвенциональных норм детективного жанра. В отличие от большинства детективов, здесь факты заводят расследование в тупик. Леонарду не дано понять, что голое знание без операции с собственной памятью – негодная древесина. Герой то и дело крутится вокруг имени «Джона Джи» – убийцы и насильника, которого он разыскивает. Но, по сути, «Джон Джи» – это прокрустово ложе, под которое можно подогнать любую персону. Даже полное имя Тедди – Джон Эдвард Гэммел – делает полицейского очередным претендентом на роль мистического убийцы. Факты кружатся в спирали травмированной памяти субъекта, не прорываясь наружу. Леонард врет себе для самоуспокоения и упорно верит, что его действия имеют смысл.

Кадр из фильма «Помни» (2000)

Ложь же, в отличие от фактов, у Нолана, напротив, служит стимулирующим творческим актом. Ложь, а не факты определяют кульминационные события «Помни» (2000) и воздействует на  характеры персонажей. Бесконечное петляние героя по лабиринтам обмана и самообмана дублируется в том числе в нарративной структуре фильма.  «Помни» (2000) заставляет зрителя мысленно прогнать фильм в голове дважды: сначала в дирекции, заданной самим Ноланом – в порядке обратной хронологической последовательности, а затем осмыслить и пересобрать картину в повествовательной линейности. Как и Леонард, мы зациклены и существуем в режиме постоянного движения – от последовательности к реверсивности. Но никакой фактологической правды, в сущности, из этого движения мы не извлекаем. Похоже, один древнегреческий философ был прав, когда говорил, что в познании, откуда бы ни начать, все равно вернешься к началу, ибо истина представляет круг.     

Теги: День рожденияДоводДюнкеркКристофер НоланНачалоПомниПрестижТемный рыцарь
Поделиться36Твитнуть23Поделиться12Отправить
Константин Мышкин

Константин Мышкин

Похожие Статьи

Мыслить как преступник: Энтони Хопкинс в роли Ганнибала Лектера
Статьи

Мыслить как преступник: Энтони Хопкинс в роли Ганнибала Лектера

31.12.2020
Судьба белорусского психопата, или Мне нужно вернуть видеокассеты: человек-фильм Никита Лаврецкий
Статьи

Судьба белорусского психопата, или Мне нужно вернуть видеокассеты: человек-фильм Никита Лаврецкий

17.12.2020
Little Dark Age: о чём был третий сезон «Фарго»
Статьи

Little Dark Age: о чём был третий сезон «Фарго»

12.12.2020
Спортивный абсурдизм как способ создать зрелищное футбольное кино
Статьи

Спортивный абсурдизм как способ создать зрелищное футбольное кино

10.12.2020
Необъяснимо, но факт: о чем был второй сезон «Фарго»
Статьи

Необъяснимо, но факт: о чем был второй сезон «Фарго»

06.12.2020
Снежные мифы: о чём был первый сезон «Фарго»
Статьи

Снежные мифы: о чём был первый сезон «Фарго»

07.11.2020
Далее
Стал доступен дублированный тизер фильма ужасов «Хэллоуин убивает»

Стал доступен дублированный тизер фильма ужасов «Хэллоуин убивает»

Комментарии 2

  1. Уведомление: Обновленная версия скандальной драмы «Необратимость» Гаспара Ноэ выйдет в российский прокат в 2021-м году - cinemax
  2. Уведомление: Игры джентльменов: фильмы про шпионов - cinemax

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости

Режиссер «Дылды» снимет пилотную серию сериала по видеоигре «The Last of Us» («Последние из нас»)
Новости

Режиссер «Дылды» снимет пилотную серию сериала по видеоигре «The Last of Us» («Последние из нас»)

16.01.2021
Звезда фильмов «Не время умирать» и «Капитан Марвел» Лашана Линч сыграет в экранизации мюзикла «Матильда»
Новости

Звезда фильмов «Не время умирать» и «Капитан Марвел» Лашана Линч сыграет в экранизации мюзикла «Матильда»

08.01.2021
Ричард Доннер снимет пятую часть «Смертельного оружия»
Новости

Ричард Доннер снимет пятую часть «Смертельного оружия»

31.12.2020
Обновленная версия скандальной драмы «Необратимость» Гаспара Ноэ выйдет в российский прокат в 2021-м году
Новости

Обновленная версия скандальной драмы «Необратимость» Гаспара Ноэ выйдет в российский прокат в 2021-м году

29.12.2020

Наш телеграм-канал

все новости, обзоры, рецензии там

Трейлеры

Активное видео

Появился трейлер авантюрного фильма режиссера «Грани будущего» с Энн Хэтэуэй в главной роли

Появился трейлер авантюрного фильма режиссера «Грани будущего» с Энн Хэтэуэй в главной роли

Появился трейлер авантюрного фильма режиссера «Грани будущего» с Энн Хэтэуэй в главной роли

Трейлер
Появился дублированный трейлер второй части анимационной комедии «Босс-молокосос»

Появился дублированный трейлер второй части анимационной комедии «Босс-молокосос»

Трейлер
Стал доступен трейлер фильма «Земля кочевников» с русскими субтитрами

Стал доступен трейлер фильма «Земля кочевников» с русскими субтитрами

Трейлер
Появился трейлер биографической драмы «Дэвид Боуи: История человека со звезд»

Появился трейлер биографической драмы «Дэвид Боуи: История человека со звезд»

Трейлер
Вышел трейлер триллера о COVID-19 «Певчая птица»

Вышел трейлер триллера о COVID-19 «Певчая птица»

Трейлер
  • О проекте
  • Контакты
  • Карта разделов

© 2020 cinemax.ru Все права защищены. Копирование материалов сайта возможно только с письменного согласия правообладателя.

Нет совпадений
Смотреть все совпадения
  • Кино
    • Подборки фильмов
    • Статьи
    • Фильмы про…
  • Новинки
    • Обзоры
    • Рецензии
  • Новости
    • Новости недели
    • Трейлеры
  • События
  • Фестивали
  • О нас

Login to your account below

Forgotten Password? Sign Up

Fill the forms bellow to register

All fields are required. Log In

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In